#БИЗНЕСВЫЗОВ #восхождение #Эльбрус

ВЕРШИНА ЭЛЬБРУСА

История участника восхождения на вершину Эльбруса с юга
Кулешов Илья
Побывал на вершине в 2018 году
Решение и подготовка
Когда я узнал о том, что можно в составе группы подняться на Эльбрус - самую высокую точку России и Европы, в моей голове просто вспыхнула мысль: "Это же так круто! Надо идти!".

Я тогда еще мало понимал зачем: нужно и всё. Просто потому что хочется! Хочется проверить себя, хочется увидеть всю ту красоту гор, которая воспевается в песнях.

Отказать себе в таком приключении невозможно. Тот случай, когда замираешь и думаешь: "Потом, когда все закончится, буду я жалеть о том, что пропустил?.."

"Да, однозначно буду!", нельзя после таких мыслей идти против себя самого - это просто преступление!

После принятия решения начались тренировки по подготовке. Много бега, много приседаний. Подъем на Эльбрус с юга считается легким относительно северного - для новичков. Это просто длинная тропа примерно в 45+ градусов без отвесных скал и ледников. Не нужно иметь специальных навыков, надо просто идти. Но это не значит, что подняться может каждый, как об этом говорится в рекламных приглашениях на гору.

Я ходил в длительные трекки в Гималаях к Аннапурне и помнил ощущения, когда после дня пути валишься на кровать, как тюфяк. Главное в таком подъеме - это сильные ноги и выносливость, пренебрегать тренировками никак нельзя. В 2017 году из пятерых моих знакомых не поднялся никто, и я понимал, что не так уж он и прост этот Эльбрус, как о нем говорят.
Рекомендации по подготовке к восхождению можно узнать здесь
Маленькие победы на забегах давали уверенность в том, что шаг за шагом можно преодолевать себя, и если так будет и дальше, то и на горе я справлюсь. Лишь бы только "горняшка" не накрыла. Говорят от нее не застрахован даже самый тренированный спортсмен.
Горная болезнь (горняшка, акклимуха — сленг)
Это болезненное состояние организма человека, поднявшегося на значительную высоту над уровнем моря, которое наступает вследствие гипоксии (недостаточного снабжения тканей кислородом), гипокапнии (недостатка углекислого газа в тканях) и проявляется значительными изменениями во всех органах и системах человеческого организма.
Вызов принят!
Приезд и акклиматизация
В горах мы поселились в поселке Терскол на высоте 2100 м. Воздух здесь уже был немного другим и вечером дышалось сложнее, но на утро это чувство прошло.

Для меня это была самая большая высота, на которую я поднимался. А это был только старт нашего пути.

Каждый день мы проходили акклиматизацию на новой высоте. Первый наш подъем случился на следующее утро. Мы отправились к Обсерватории на высоту 3100 м.

Подъем был простым, только под конец довольно крутым. Мы преодолели его без особых трудностей, но мысли о том, что дальше будет только сложнее, конечно, одолевали.

В этот день нам удалось искупаться в горном водопаде, берущем свое начало от эльбрусского ледника. А во время акклиматизационного часа на хребте наделать кучу фоток на грандиозной (как нам тогда казалось) высоте.

В тот же день мы увидели и сам Эльбрус, который пока еще скрывал от нас свою вершину в облаках. Но примерная цель была уже видна!
Подъем легче не стал.
Ни теперь, ни потом.
На следующий день мы поднимались на соседнюю гору Чегет - высота 3300. Только подойдя к её склону мы поняли, что подъем будет сложнее (а мышцы болели уже после первого подъема). Склон был градусов 60-70.

Наш опытный гид Серега, который частенько любил рассказывать мрачные истории о гибели альпинистов на Эльбрусе, сказал, что таким подъем будет не долго, и вскоре склон станет более пологим.

Конечно, он схитрил… Подъем легче не стал. Ни теперь, ни потом.

За каждым следующим поворотом склон не менял свой градус или становился только круче. Однако выбранный нами медленный темп подъема давал свои плоды. Поговорка "тише едешь, дальше будешь" начинала обретать для меня смысл. Несмотря на наш медленный темп относительно других групп, мы действительно шли довольно быстро и меньше отдыхали.

Наградой нашему упорству был прекрасный вид на вершину Эльбруса с каменного хребта. Местные просторы завораживали. Мы смотрели на гору и понимали, что наступит час, когда мы будем на её вершине… или сдадимся и не будем.
"Нет-нет-нет, не сдадимся!"
"Будем обязательно!"
Мы смотрели на гору и понимали,
что наступит час, когда мы будем на её вершине…
Чуть ниже финальной точки подъема, в кафе, мы отведали лучшие в нашей жизни мастадонтские чебуреки и невероятно вкусный клюквенный горячий морс. На таком ветру они были просто находкой.

А вечером в Терсколе мы взяли в аренду недостающее снаряжение и завершили день просмотром фильма "Касаясь пустоты" (суровое кино про альпинистов).
О том, какое снаряжение понадобится, и сколько это стоит читайте здесь
Ближе к вершине
Утром мы собрали рюкзаки и отправились в базовый лагерь на высоту 3800.

Там начиналась финишная прямая к вершине. Нас ждало несколько дней жизни в маленьком вагончике, без душа, с простой едой и самым романтичным туалетом в мире, стоящим на обрыве над ледником.

До лагеря мы добрались на подъемниках. Быстро прибрали вагончик после прошлых жильцов и обосновались на спальных местах. В нескольких метрах от нашего нового жилища начинался снег. Снег в середине лета...
Черта между черными камнями и белым снежным покрытием была словно стартовой линией.
Высота на которой мы оказались была уже просто фантастичной, потому что вокруг больше чем на 180 градусов мы видели все окрестные вершины. Край земли плавно изгибался в обе стороны, подтверждая, что она круглая, а над нами нависал купол синего неба.

Место это было создано для того, чтобы сидеть на каком-нибудь большом камне в тишине и молчании, и наблюдать за красотой этого мира.

На закате дня люди высыпали на склон и, как в театре, расселись по своим местам, наслаждаясь уходящим за снежный склон Эльбруса солнцем и мрачным ледником в ущелье.

Вечером долину Терскола заполнили облака, а небо - звезды. Те самые облака: в поселке мы смотрели на них снизу вверх, а теперь наоборот. С осознанием того, что теперь мы живем выше облаков, мы отправились спать.
На следующий день нас ждал подъем к скалам Пастухова на высоту 4800 м почти в полном обмундировании по снегу.

Это уже был подъем совсем другого рода. Огромные ботинки и стальные кошки с шипами замедляли движение, однако помогали не соскальзывать по снегу. Дополнительная одежда - лишний вес, зато спасает от ветра. Здесь у нас стала побаливать голова и это немного напрягало.

Мысли о горняшке одолевали, но я старался гнать их прочь. Я понимал что нас ждет и собирался переть как танк на вершину, несмотря на усталость. Единственное что могло мне помешать подняться, как мне казалось, это не зависящие от меня обстоятельства. Главное не сдаваться, даже в мыслях.

Отрезок этого дня пути показал, что примерно нас ждет на подъеме. День мы завершили просмотром фильма "Выживший", чтобы понимать, что нам на самом деле будет не так трудно, как Лео.
Я понимал что нас ждет и собирался
переть как танк на вершину.
5% смертей на Эльбрусе случается именно по дороге из лагеря в туалет
На следующий день мы провели тренировку по использованию ледорубов в экстренных случаях. Если, конечно, не считать тренировкой многочисленные походы в туалет.

Чтобы до него добраться приходилось скакать по валунам около двадцати метров туда и обратно, что уже вызывало одышку как после упражнений в зале.

У нас в группе ходила шутка, что 5% смертей на Эльбрусе случается именно по дороге из лагеря в туалет, особенно если по неосторожности отправился туда в шлепках.

Остаток дня мы попивали чай, наслаждались видами и устраивали веселые фотосессии на фоне горы.

Мы легли спать в 6 вечера чтобы в полночь уже проснуться. Перед штурмом надо успеть плотно "позавтракать" и в час ночи отправиться покорять высоту.

Уснуть в такую рань было сложно, все были слегка на нервах. Не думаю, что просмотр фильма "Эверест" был хорошей идеей в этот вечер. Я лично лежал, затаившись на своей кровати, смотрел в потолок и ждал...
Восхождение и командный дух
Серега сказал, что выходить нет смысла. Нужно ждать пока распогодится.
Ночью моросил дождь. Вершина скрылась в облаках, а вокруг нас гуляли грозовые тучи. Серега сказал, что выходить нет смысла и нужно ждать, пока распогодится. Наша команда проснулась и спать уже никак не получалось.

В вагончике царила атмосфера напряжения и молчания. У нас, конечно, был запасной день. Но, судя по многочисленным видео, которые я посмотрел, редко это что-то меняло. Я понимал, что идти нужно сегодня, и если не получится, то завтра еще раз. Нужно использовать любой шанс.

Наконец, через час прибежал Серега и прокричал: "Выходим!". Мы быстро собрались, перекусили, запаслись чаем и ништяками, напялили на себя весь инвентарь и двинулись в путь.

В это утро мы были одной из первых трех групп, которые двинулись пешком на вершину. Чтобы вы понимали, многие платят по 5000 руб. за подъем с 3800 на 4800 метров на ратраке и только потом начинают восхождение. А ведь это 3-4 часа пешего хода. Наша команда приняла единогласное решение весь путь идти пешком. Так ведь на вершину и на вертолете можно подняться, но какой тогда смысл в восхождении?
Ратра́к
Это специальное транспортное средство на гусеничном ходу, используемое для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс. Также ратраки могут использоваться для транспортировки грузов, перевозки людей.
Мы понимали, что если медленно, но верно идти к цели, то мы обязательно доберемся до вершины. И мы шли.

Мимо проезжали ратраки с другими альпинистами, которые с ехидными улыбками смотрели на нас. Но Серега постоянно подбадривал: "Не обращайте внимания, вот увидите, мы их всех еще перегоним!"

Я тоже понимал, что путь, который мы пройдем пешком, не отберет у нас силы, а скорее придаст уверенности. Потому что когда они будут сомневаться, не спуститься ли им вниз после первых 500 метров, мы будем понимать, что за нашими спинами уже 1000 и поворачивать назад никак нельзя. После этих мыслей каждый шаг становился куда ценнее. Спасибо им за это)))
Путь, который мы пройдем пешком, не отберет у нас силы, а скорее придаст уверенности.
На высоте примерно 5000 метров есть место для привала, образованное у брошенного и занесенного снегом ретрака. Поистине, памятник победы силы духа и человека над техникой. Он лежит там, как поверженный зверь, и служит доказательством, что только человек дойдет до вершины.
Медленно, но верно мы приближались к цели. У каждого в голове роились свои мысли, но главная мысль стучала сильнее всех: "Зачем я туда иду? Зачем мне это нужно?". Ответа не было, но сдаваться мы не собрались и шли дальше.

Рассвело. Мимо нас изредка летали черные мотыльки, но разбираться откуда они взялись тут на такой высоте в такой холод времени не было (и это точно была не горняшка).

Если до седловины (место между двух вершин Эльбруса) казалось, что "терпимо еще, дойдем", то после начался сильный пронизывающий ветер. Он пробирал до костей и стало ясно, что самый тяжелый отрезок пути только начинается. Вот теперь-то и нужно собрать всю волю в кулак и ни в коем случае не сдаваться, потому что до конца осталось не так уж и много.

В такие моменты понимаешь, что до этого ты только думал, что выкладываешься по полной, а на самом деле ты филонил и жалел себя. Всегда можно сделать больше.
После вершины я понимаю, что даже последний рывок не был пределом.
На седловине, как и говорил наш неутомимый гид, мы действительно обогнали многих, кто поднялся на ратраках.

Наши лица не выражали радости, мы были хмуры и суровы и шли дальше. Это была битва. У каждого своя, у каждого с самим собой. Когда плоть на теле промерзла насквозь и ты её уже не чувствуешь, то перестаешь ощущать и холод. Он просто за два часа становится твоим естественным состоянием, и ты продолжаешь идти дальше.
Гид повернулся и сказал: "Ребята, нужно поворачивать назад!"
Последние 200 метров высоты мы поднимались на сильном ветру, цепляясь карабинами за идущий вдоль дороги трос. Мы уже видели, как нам казалось, вершину. Там тропу пересекал стремительный поток ветра с ледяной крошкой. Тут наступил переломный момент, гид повернулся и сказал: "Ребята, нужно поворачивать назад!"

Но как можно поворачивать, когда по вертикали осталось каких-то 50 метров, а ты уже 8 часов идешь?! Даже думать об этом не хотелось.

Тогда Серега поднялся чуть выше и вернувшись сказал, что нужно только пересечь этот поток. Бросить на его преодоление все силы, и дальше будет проще. И действительно, когда мы оказались выше ветер уже не казался таким страшным.

Но и вершиной место, куда мы поднялись, еще не было. Вершиной был маленький холмик примерно в пятистах метрах от нас.

И эти метры давались довольно тяжело: по 6-8 шагов, с маленькими передышками по несколько вдохов. Но мы дошли!
И эти метры давались тяжело: по 6-8 шагов,
с маленькими передышками на несколько вдохов.
Но мы дошли!
Победа и приз
И когда мы оказались на вершине - это был чистый восторг!

Стоять на огромной высоте, на маленьком пятачке земли. Другие горы, казавшиеся такими высокими, теперь исчезают в клубящихся облаках внизу. А вокруг невероятный, как океан, простор неба. Кажется, что стоит подпрыгнуть, и можно покинуть землю навсегда.

Теперь у каждого из членов группы был свой ответ на мучивший ранее вопрос "Зачем?"

Это было чистое счастье - то, ради которого и живет человек!
Как только мы оказались на вершине, усталость исчезла и я начал смеяться! Может показаться, что это была истерика, но на самом деле это было чистое счастье - то, ради которого и живет человек!

Красота, которую мы увидели наверху, стоила этого изнурительного и долгого подъема. Она стоила даже большего.

Сам путь тоже имел ценность. Я понял, что нельзя покорить Эльбрус или любую другую гору, хоть сто флагов в нее воткни. Горы никому не принадлежат, они стояли тысячи лет до нас и тысячи лет после нас стоять будут. В таком приключении покорить можно только себя самого. Стать лучшей версией себя вчерашнего. И когда это получается, то понимаешь, что все пределы только в твоей голове, а значит останавливаться просто нет смысла.
Все пределы только в твоей голове, а значит останавливаться просто нет смысла.
Довольные и спокойные мы спустились в поселок Терскол победителями. Мы с пониманием смотрели в лица таких же ребят как мы, и с доброй ухмылкой на тех, кому подъем еще только предстоял. Теперь нам было можно.

Как сказал один из участников нашей команды: "Горы усмиряют!" И это так, они учат не суетиться и не распыляться по мелочам, учат наслаждаться простыми вещами и уметь побыть немножко в моменте "здесь и сейчас". А это ценнейший урок в нашем стремительно бурлящем мире.
Эльбрус 2018
История восхождения на 5642 и спуск оттуда на сноуборде.